Все рыболовы рано или поздно задумываются о покупке себе лодки для своего любимого хобби такого как РЫБАЛКА. В настоящее время на рынке надувных лодок ПВХ появилось огромное количество разных производителей отечественных и зарубежных, которые предлагают разные типы и конструкции надувных лодок для рыбалки, туризма и профессионального использования. При производстве надувных лодок в последнее время наибольшую популярность получил материал ПВХ а также другие современные материалы такие как Hypalon, ну об этом чуть позже.
Что такое лодочные ткани ПВХ (Boat PVC)?
Чтобы немножко развеять миф о «многослойности» тканей ПВХ отметим что в основном все лодочные ткани ПВХ имеют лишь 3 слоя !!! - Внутренний (воздухонепроницаемый) слой, основа (несущий корд) и наружный слой (стойкий к истиранию).
Также на больших надувных лодках типа RIB могут использоваться и так называемые многослойные ПВХ которые отличаются от обычных ПВХ уже наличием нескольких несущих (два и более) слоёв корда, что может говорить уже о реальной многослойности материала, подразумевая за «названием слоя» его прочностные характеристики а не декоративные свойства (рисунок, покрытие и прочее). Прочность на разрыв ткани ПВХ в первую очередь характеризуется наличием корда, так называемого армирующего материала. Типы плетения внутреннего корда ткани ПВХ: L1\1 (полотняное переплетение), L2\2 (Панама) или L4\2 (двойная Панама) – тип Панама характеризуется повышенной прочностью на разрыв.
Рис. L1\1 Рис. L 2\2 (панама)
Лодочная ткань ПВХ характеризуется по плотности гр\м2. Т.е чем выше плотность ткани, тем она мощнее на разрыв и более износотойка, но и имеет уже естественно больший вес и уже хуже складывается лодка из плотной ткани при низких температурах на рыбалке это стоит тоже учесть при выборе лодки. Обычно производители лодок - днища лодок изготавливают из более плотной чем баллоны ткани ПВХ, так как днище лодки наиболее подвержено истиранию в процессе эксплуатации.
Теперь рассмотрим некоторые технологии изготовления надувных лодок ПВХ.
Межбалонное соединение (перегородки) как правило производители изготавливают методом сварки. Лодки изготовленные методом склейки легко поддаются ремонту в отличие от сварных лодок. Все эти варианты сборки (склейки) лодок достаточно надёжные крепкие на разрыв и предпочтение при выборе лодки можно отдавать всем видам.
Схемы и устройства лодок ПВХ
Надувная лодка ПВХ состоит из днища и надувных баллонов. Различают несколько типов надувных лодок: надувные гребные лодки ПВХ с возможностью установки навесного транца для лодочного мотора , надувные моторные лодки ПВХ со стационарным транцем и надувные ПВХ лодки RIB.
Различают несколько разных типов надувных лодок:
Небольшие гребные лодки ПВХ: это как правило суда грузоподъёмностью до 220 кг на вёсельной тяге но и с возможностью установки небольшого лодочного мотора до 3.5 л.с. через навесной транец на корпус лодки. Длина этих лодок обычно составляет от полутора до трёх метров. Эти лодки компактны, достаточно мобильны, имеют небольшой вес, не требуют регистрации в ГИМС (при установке и использовании подвесного лодочного мотора эти суда уже подлежат регистрации в ГИМС как моторные лодки). Небольшие гребные лодки пожалуй самые популярные лодки для рыбалки для одного рыбака, так как идеальны для спокойной и мобильной рыбалки на небольших водоёмах.
Надувные гребные рафтовые лодки ПВХ: это специальные лодки ПВХ изготовленные специально для жёстких условий эксплуатации и предназначены в основном для сплава с горных рек (рафтинга), редко для рыбалки. Эти лодки имеют большую грузоподъёмность и соответственно больший вес. Могут изготавливаться длиной до 5 метров.
Надувные моторные лодки ПВХ: Очень популярный тип лодок. Существует множество производителей и типов этих лодок, но объединяет их одно. Этот тип лодок имеет встроенный транец для установки подвесного лодочного мотора различной мощности. Существует много разновидностей исполнения: плоскодонные, с надувным килем и жёстким настилом, с реечным настилом, лодки типа НДНД (надувное дно низкого давления), дно типа Airdeck, V- образный Airdeck. Лодки изготавливаются длиной в основном от 2.5 до 5 метров. Этот тип лодок предназначен под использование с подвесными лодочными моторами.
При выборе этого типа лодок для рыбалки следует учитывать мощность лодочного мотора. Это уже в основном глиссирующий тип лодок. Если Вы выбрали лодочный мотор мощностью скажем в 5 л.с., то это должна быть лодка длиной от 2.9 до 3.2 метра, это так называемый «комплект эгоиста» так как лодочный мотор мощностью в 5 л.с. способен с одним человеком вывести лодку в глиссирующий режим. При выборе лодки «для двоих» следует учесть уже больший размер лодки и большую мощность подвесного лодочного мотора. Для этого комплекта целесообразно выбирать лодку размером от 3.4 метра и мощность лодочного мотора минимум от 8 л.с. Чтобы не стать «жертвой гонки вооружений» на мой взгляд самым идеальным выбором комплекта «лодки для двоих» является размер лодки 3.6-3.8 метра и лодочный мотор мощностью 15-20 л.с. С таким комплектом ещё можно справляться физически, т.е. перевозить в багажнике легкового автомобиля весь этот комплект. Большие размеры лодок рано или поздно приведут к тому что надоест собирать-разбирать весь этот «скарб» и будет приобретен лафет для перевозки этого комплекта. Вот так мы постепенно подошли к более тяжёлому и практичному классу надувных лодок ПВХ – лодкам серии RIB (Rigid Inflatable Boat – жёсткая надувная лодка)
Этот тип лодок по праву считают самыми безопасными лодками в мире. Благодаря своей конструкции лодки серии RIB более мореходны и остойчивы, хорошо управляемы, чётко держат курс, на таких лодках уверенно себя чувствуешь на большом волнении. Лодки широко применяются во всем мире как профессиональные спасательные лодки, а также как компактные лодки для рыбалки и активного отдыха. Различают несколько типов лодок ПВХ RIB. Лодки RIB со складным дном (как правило это небольшие модели от 2.8 до 3.6 метра), лодки со стекло пластиковым днищем, а также с алюминиевым цельносварным днищем. Алюминиевые РИБы отличаются меньшем весом, что позволяет использовать лодочный мотор меньшей мощности.